Социализация личности учащегося во взаимодействии семьи и школы

 

Социализация личности учащегося во взаимодействии семьи и школы

 

 Социализация – многогранный процесс усвоения человеком опыта общественной жизни, превращение его из природного существа в общественное. В результате социализации человек усваивает стереотипы поведения, нормы и ценностные ориентации социальной среды, в которой он функционирует. Социализацию можно рассматривать как тройственный процесс адаптации, развития личности и отказ от наивных детских представлений.

Социализация личности на индивидуальном уровне включает ряд процессов.

-  Личности людей формируются, взаимодействуя друг с другом. На характер этих взаимодействий оказывают влияние такие факторы, как возраст, интеллектуальный уровень, пол и т.д.

- Окружающая среда также может воздействовать на личность ребёнка.

-  Личность формируется на основе собственного индивидуального опыта.

-  Важным элементом формирования личности является культура.

Стереотипы поведения формируются через подражание взрослым в раннем детстве. Они очень устойчивы и могут быть основой психической несовместимости (в семье, этносе).

Факторами социализации могут выступать взаимоотношения в семье, в детском саду, школе, дружеских компаниях, а также знакомые и малознакомые люди, книги, кинофильмы, теле- и радиопередачи и т.д.

Одним из основных институтов социализации личности является семья, от согласованности их педагогической деятельности зависит качество подготовки молодых граждан нашего общества к будущей самостоятельной жизни.

По определению Н.Я. Соловьёва, семья – это «малая социальная группа общества, важнейшая форма организации личного быта, основанная на супружеском союзе и родственных связях, т.е.  отношениях между мужем и женой, родителями и детьми, братьями и сёстрами, и другими родственниками, живущими вместе и ведущими общее хозяйство».

Важными функциям семьи являются:

- воспитательная – удовлетворении индивидуальных потребностей в отцовстве, материнстве, в воспитании детей и самореализации в детях. По отношению к обществу эта функция, реализуемая семьёй, обеспечивает социализацию подрастающего поколения

- хозяйственная – удовлетворение материальных потребностей семьи. Семья обеспечивает восстановление затраченных в труде физических сил.

- эмоциональная – удовлетворение потребностей членов семьи в симпатии, уважении, признании, эмоциональной поддержке, психологической помощи. Эта функция обеспечивает эмоциональную стабилизацию членов общества, содействует сохранению их психического здоровья.

- духовная – удовлетворение потребностей в совместном проведении досуга, взаимном духовном обогащении и играет важную роль в духовном развитии членов общества.

- социального контроля – выполнение социальных норм членами семьи (дети, старики, инвалиды).социально-эротическая. 

Под воздействием социально-экономической ситуации в стране произошли изменения в иерархии и содержании функций семьи: хозяйственная функция семьи вышла на первый план, опередив функцию воспитания.

Это в одинаковой мере относится ко всем семьям независимо от доходов. Дети уже перестают играть в жизни семьи главную роль. Для родителей улучшение материального положения становится самоцелью, даже во вред воспитанию детей.

Конечно, школьные педагоги не могут искоренить все причины, которые обуславливают уклонение родителей от воспитания детей. Но надо попробовать переубедить их в том, что они нужны своим детям, что дети хотят видеть в своих родителях, прежде всего старшего товарища, которые способны понять и поддержать в тяжелую минуту.

Роль педагогов заключается в том, чтобы показать негативные последствия отчуждения детей и родителей, убедить, что любые воспитательные действия обречены на неудачу, если родителей и детей не связывают общие хлопоты, если детей не слышат и не понимают, не уважают и не любят.

Главное направление работы с родителями - формирование у них новой этики взаимоотношений с детьми - этики партнерства и сотрудничества. Родительские запреты практически неконтролируемы в течение дня и успех воспитания зависит только от глубины контакта родителей и детей. Роль родителей сводится к формированию у детей способности к самоконтролю. Внутренней дисциплины, ответственности за свои эмоции и поступки.

Главное в работе с родителями - воспитывать у них потребность в педагогической информации, для этого необходимо сформировать у родителей наиболее полный образ своего ребенка.

Современные родители слабо информированы об особенностях их жизнедеятельности своих детей в школе, о требованиях, которые предъявляются к ребенку, как к ученику. Они хотели бы ознакомиться с учебными программами. Критериями оценки знаний учеников по всем предметам. Значит, на родительских собраниях, конференциях, семинарах и других занятиях предметом обсуждения должны стать проблемы организации учебно-воспитательного процесса.

 

 

 
Дата последнего обновления страницы 22.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения