ФГОС НОО

 

Федеральные государственные образовательные стандарты и федеральные государственные требования НОО

 

 

     требования к структуре основных образовательных программ, в том числе требования к соотношению частей основной образовательной программы и их объёму, а также к соотношению обязательной части основной образовательной программы и части, формируемой участниками образовательного процесса;

     требования к условиям реализации основных образовательных программ, в том числе кадровым, финансовым, материально-техническим и иным условиям;

     требования к результатам освоения основных образовательных программ.

 


     С 1 сентября 2011 года все образовательные учреждения России перешли на новый Федеральный государственный образовательный начального общего образования (ФГОС НОО). 

 

                   Что такое  Федеральный государственный стандарт начального общего образования?

 

       Федеральные государственные стандарты устанавливаются в Российской Федерации в соответствии с требованием Статьи 7 «Закона об образовании» и представляют собой «совокупность требований, обязательных при реализации основных образовательных программ начального общего образования (ООП НОО) образовательными учреждениями, имеющими государственную аккредитацию».

        

Какие требования выдвигает  ФГОС НОО?

 

Стандарт выдвигает три группы требований:

  • Требования к результатам освоения основной образовательной программы начального общего образования;

  • Требования к структуре основной образовательной программы начального общего образования;

  • Требования к условиям реализации основной образовательной программы начального  общего образования.

 

 Что является отличительной особенностью нового Стандарта? 

      Отличительной особенностью  нового стандарта является его деятельностный характер, ставящий  главной целью развитие личности учащегося. Система образования отказывается от традиционного представления результатов обучения в виде знаний, умений и навыков, формулировки стандарта указывают реальные виды деятельности, которыми учащийся должен овладеть к концу начального обучения.  Требования к результатам обучения сформулированы в виде личностных, метапредметных и предметных результатов. Неотъемлемой частью ядра нового стандарта являются универсальные учебные действия (УУД). Под УУД понимают «общеучебные умения», «общие способы деятельности», «надпредметные действия» и т.п. Для УУД предусмотрена отдельная программа – программа формирования универсальных учебных действий (УУД). Все виды УУД рассматриваются в контексте содержания конкретных учебных предметов. Наличие этой программы в комплексе Основной образовательной программы начального общего образования задает деятельностный подход в образовательном процессе начальной школы. Важным элементом формирования универсальных учебных действий обучающихся на ступени начального общего образования, обеспечивающим его результативность являются ориентировка младших школьников в информационных и коммуникативных технологиях (ИКТ) и формирование способности их грамотно применять (ИКТ-компетентность). Использование современных цифровых инструментов и коммуникационных сред указывается, как наиболее естественный способ формирования УУД включена подпрограмма «Формирование ИКТ компетентности обучающихся». Реализация программы формирования УУД в начальной школе – ключевая задача внедрения нового образовательного стандарта.

 

 Основная образовательная программа начального общего образования Муниципального автономного общеобразовательного Учреждения МАОУ " Школа № 139" разработана  в соответствии с требованиями Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования к структуре основной образовательной программы, (приказ Министерства образования и науки РФ от 06.10.09 №373 «Об утверждении и введении в действие Федерального государственного образовательного стандарта начального общего образования» и приказ  Министерства образования и науки РФ от 26.11.2010 № 1241 «О внесении изменений в Федеральный государственный образовательный стандарт начального общего образования»).

 Анализировалась  деятельность образовательного учреждения, запросы социума и учитывались  возможности программ, предоставляемые системами  учебников «Начальная школа XXI века» и «Школа России».

 

                            Наличие в школе Основной образовательной программы.  

 

  Данная образовательная программа обеспечивает жизнедеятельность,  функционирование и развитие  МАОУ «Школа № 139» в соответствии с основными принципами государственной политики РФ в области образования, которые изложены в Законе Российской Федерации «Об образовании».

  •  гуманистический характер образования, приоритет общечеловеческих ценностей, жизни и здоровья человека, свободного развития личности;

  • воспитание гражданственности, трудолюбия, уважения к правам и свободам человека, любви к окружающей природе, Родине, семье;

  • единство федерального культурного и образовательного пространства, защита и развитие системой образования национальных культур, региональных культурных традиций и особенностей в условиях многонационального государства;

  • общедоступность образования, адаптивность системы образования к уровням и особенностям развития и подготовки учащихся и воспитанников;

  • обеспечение условий для самоопределения личности, для ее самореализации, творческого развития;

  • формирование у обучающегося адекватной современному уровню знаний и ступени обучения картины мира;

  • формирование человека и гражданина, интегрированного в современное ему общество и нацеленного на совершенствование этого общества;

  • содействие взаимопониманию и сотрудничеству между людьми, народами независимо от национальной, религиозной и социальной принадлежности.                                      

       

В соответствии с требованиями ФГОС  Образовательная программа  МАОУ "Школа № 139"   содержит следующие разделы:

 

  • пояснительная записка;

  • планируемые результаты освоения учащимися основной образовательной программы начального общего образования на основе ФГОС и учебных программ; учебный план;

  • программа формирования универсальных учебных действий у учащихся на ступени начального общего образования на основе ФГОС и с учетом реализуемых педагогических технологий;

  • программы  учебных предметов, курсов;

  • программа духовно-нравственного развития, воспитания учащихся на ступени начального общего образования;

  • программа формирования культуры здорового и безопасного образа жизни;

  • программа коррекционной работы;

  • система оценки достижения планируемых результатов освоения основной образовательной программы начального общего образования.

     Все компоненты образовательной программы разработаны на основе ФГОС и с учетом содержания систем учебников  «Начальная школа  XXI века » и «Школа России».

  

                    Цели образовательной программы  МАОУ «Школа № 139»

 

  • создание условий для развития и воспитания личности младшего школьника в соответствии с требованиями ФГОС начального общего образования;

  • достижение планируемых результатов в соответствии с ФГОС и на основе учебных программ по предметам на основе используемых систем учебников  «Начальная школа  XXI века» и «Школа России»

 

                    Какие требования к результатам учащихся устанавливает Стандарт?

 

       Стандарт устанавливает требования к результатам учащихся, освоивших основную образовательную программу начального общего образования:

  •  личностным, включающим готовность и способность учащихся к саморазвитию, сформированность мотивации к обучению и познанию, ценностно-смысловые установки учащихся, отражающие их индивидуально-личностные позиции, социальные компетенции, личностные качества; сформированность основ гражданской идентичности;

  •  метапредметным, включающим освоение учащимися универсальные учебные действия (познавательные, регулятивные и коммуникативные), обеспечивающие овладение ключевыми компетенциями, составляющими основу умения учиться, и межпредметными понятиями.

  • предметным, включающим освоенный учащимися в ходе изучения учебного предмета опыт специфической для данной предметной области деятельности по получению нового знания, его преобразованию и применению, а также систему основополагающих элементов научного знания, лежащих в основе современной научной картины мира.

            Предметные результаты сгруппированы по предметным областям, внутри которых указаны предметы. Они формулируются в терминах «выпускник научится…», что является группой обязательных требований, и «выпускник получит возможность научиться …», не достижение этих требований выпускником не может служить препятствием для перевода его на следующую ступень образования.

            Пример: Выпускник научится самостоятельно озаглавливать текст и создавать план текста. Выпускник получит возможность научиться создавать текст по предложенному заголовку. Подробнее познакомиться с содержание этого деления можно, изучив программы учебных предметов, представленные в основной образовательной программе.

            В современной школе широко применяется проектный метод. Средства ИКТ являются наиболее перспективным средством реализации проектной методики обучения. Имеется цикл проектов, участвуя в которых, дети знакомятся друг с другом, обмениваются информацией о себе, о школе, о своих интересах и увлечениях. Это проекты «Я и мое имя», «Моя семья», совместное издание Азбуки и многое другое. Родители должны всячески стимулировать детей к этой работе.

            Интегрированный подход к обучению, применяемый при создании нового стандарта, предполагает активное использование знаний, полученных при изучении одного предмета, на уроках по другим предметам. Например, на уроке русского языка идет работа над текстами-описаниями, эта же работа продолжается на уроке окружающего мира, например, в связи с изучением времен года. Результатом этой деятельности становится, например, видеорепортаж, описывающий картины природы, природные явления и т.п.

 

     

Дата последнего обновления страницы 22.03.2024
Сайт создан по технологии «Конструктор сайтов e-Publish»
Версия для слабовидящих
Размер шрифта Шрифт Межсимвольный интервал Межстрочный интервал Цветовая схема Изображения